заказать обратный звонок

Дикция

Дикция

В сфере вокального исполнительства слово и безупречная дикция имеют особое значение. Хорошая дикция является признаком высокой певческой культуры. От того, как донесли до слушателя слово, во многом зависит выразительность пения. Поэтому, особую актуальность приобретают вопросы, связанные с развитием дикции.
Вокальная дикция требует активности артикуляционного аппарата, составляют такие голосообразующие органы:
— губы
— язык
— мягкое небо
— челюсть
— гортань с голосовыми складками
— зубы

Вялость артикуляции (малорухлии губы, язык, нижняя челюсть, мало открытый рот) является одной из основных причин плохой дикции при пении — гласные и согласные не имеют необходимой ясности и четкости, звук приобретает однообразного и невыразительного характера. Иногда наблюдается и другой недостаток — преувеличена дикция, которая лишает голос необходимой вокальности. При этом некоторые исполнители не поют, а будто декламируют текст песни.
Вокальная речь имеет свои особенности, поскольку носителями вокального звука является гласные. Поэтому при пении гласные звуки максимально протягиваются, а согласные звуки произносятся коротко, быстро.
Существуют определенные особенности создания звука. Например, при произношении гласного А: нижняя челюсть опускается и рот раскрывается сильнее; на У губы вытягиваются, на О рот должен иметь форму овала.
В зависимости от характера песни произношение согласных может быть твердой или мягкой. Некоторые согласные (например, г), нужно удлинять, как удваивать (гг …), некоторые говорить коротко (с, ш), особенно в конце слова.
Ученики, как правило, плохо открывают рот при пении, у них малоподвижная нижняя челюсть, напряженные мышцы, которые ее поднимают, что становится причиной горлового призвука. При зажатой нижней челюсти невозможна хорошая вокальная дикция, поскольку ротовая полость имела для формирования вокальных гласных.
Преувеличена дикция при пении сочетается с очень нежелательным явлением — «вязкостью» слова, то есть с ритмичным отставанием его от мелодии. Преувеличена дикция может выбить исполнителя из ритмического движения мелодии.
Чтобы избежать этого, надо: произносить слова легко, без напряжения и в то же время четко;
Дикция одновременно в значительной степени активизирует подачу звука, делая благоприятное влияние на его качество.

Слова, образованные при пении, должны находиться «спереди», то есть в буквальном смысле на губах, на зубах, на кончике языка. Артикуляция рта должна быть свободной, без напряжения.
На четкости дикции сказывается акцентирование слов, имеющих первостепенное значение. Нельзя делать акценты одинаковой силы на всех словах вокально-музыкальной фразы или выделять какое-нибудь случайное слово. Это помешает правильному донесению до слушателей основного содержания произведения. Стоит учесть, что выделяя основное значение фразы, мы облегчаем себе задачу по дикции.
Для того, чтобы улучшить свою дикцию, следует использовать специальные упражнения. Выбрав неправильные упражнения, вы можете навредить себе. Чтобы избежать этого, вам нужно выбрать профессионального преподавателя, который вам поможет.

 

Муза-действительно вдохновляет!

img