заказать обратный звонок

Почему мы слушаем грустные песни?

Почему мы слушаем грустные песни?

На уроках вокала, которые проходят у нас в школе, мне часто задают такой вопрос: почему люди осознанно слушают грустную музыку вместо того, чтобы избегать ее и ограждать себя от негативных эмоций. Я недавно прочитала статью японского исследователя в The New York Times, в которой приводились результаты исследования на эту тему.

 

Я и сама на занятиях вокала время от времени люблю послушать грустные песни о неразделенной любви, разлуке и печали. Грусть —это эмоция, которую мы стараемся всячески избегать, руководствуясь новомодными постулатами и течениями позитивной психологии. Так почему же мы порой осознанно слушаем грустную музыку? Вопрос на засыпку из области музыкальной теории и философии. Грустная музыка, как и песни, которые вы выбираете для исполнения на курсах вокала,могут вызывать сильные эмоции. В то же время грусть, которую мы испытываем во время прослушивания или исполнения, кажется нам приятной. Аристотель, известный философ, объяснял этот парадокс идеей катарсиса — музыка, песня или драма давит на человека этой нежелаемой эмоцией, которую мы прячем глубоко внутри, отрицаем, не позволяя себе «раскиснуть», и освобождает нас от нее.

 

Так вот. Ученые пошли дальше и задались следующим вопросом. А что, если грусть, которую мы испытываем в нашей повседневной жизни отличается от тех чувств, которые мы переживаем во время восприятия песен, музыки и искусства в целом? Мы же знаем, что люди, которые пишут стихи, тексты и музыку песен, которые мы впоследствии исполняем на концертах школы вокала Муза, передают своим творчеством сложные эмоции и трагедии, которые они испытывают. Для них это своего рода отдушина. Они рассказали, им стало легче. А мы, слушая эту музыку или исполняя такие песни, испытываем те же эмоции?

 

После проведения ряда экспериментов, исследователи установили следующее. Как и ожидалось, испытываемые эмоции не были идентичны предполагаемым. Не смотря на то, что грустная музыка воспринималась как трагичная, мрачная, медитативная и несчастная, сами слушатели испытываликуда более романтичные — зачарованность, близость и влюбленность, и беспечные эмоции — веселость, чувство танца. Нечто подобное произошло и с веселой музыкой — предполагаемые чувства оказались сильнее тех, которые испытывали автора произведений.

 

Почему так происходит? Исследователи пошли по стопам Аристотеля и зашли немного дальше, объясняя этот феномен. В повседневной жизни мы, как правило, связываем эмоции с кем-то или чем-то — объектом или ситуацией, которые у нас эти эмоции вызывают. Когда же мы слушаем музыку или разучиваем песни на уроках вокала, мы ограждены от тех угроз и опасностей, которые они передают. Тогда человек испытывает «замещающие» эмоции. Они очень похожи на реальные переживания и обладают некоторой силой, но лишены негативных последствий. Вы себе не представляете, сколько я видела слез на уроках пения! Но после них я всегда вижу счастливые глаза и взрослых, и детей, готовых к новым подвигам и победам.

 

Хотя и упрощать все до «замещающих» эмоций исследователи не советуют. Ведь иногда нам кажется, что песня, которую мы изучаем на занятии пения, разгульно весела. А если вслушаться в слова (а такое часто происходит с песнями на иностранном языке), то не всё так просто. Минорные тональности не всегда стимулируют печаль и грусть. Настроение музыки и песни одинаковой степени зависит от темпа, динамики и мелодики. Просто спросите любого человека, который танцует «Хава Нагила» на еврейской свадьбе, чувствует ли он, что это «печальная» музыка. Сомневаюсь, что кто-нибудь ответит положительно (разве что, какой-нибудь неженатый гость, который хочет оказаться на месте жениха). Или «In the death car» Игги Попа, «Californication» RHCP и тд. Список может быть очень длинным. А мы ждем вас в школе-студии вокала Муза с любыми песнями!

 

Муза — действительно вдохновляет!
тел: (067)969-77-22
(050)763-09-81

#школавокала
#урокивокала
#курсывокала
#статьяовокале

img